Учебный предмет «Русский язык»
Содержание
образования
соотнесено
с
Федеральным
компонентом
государственного образовательного стандарта. Она конкретизирует содержание
предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных
часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов
русского языка с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочие программы по русскому языку для 5-9 классов составлены на основе
примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской
программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым
образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Работа по
данному УМК успешно проводится в течение десяти лет. Программа рассчитана на
204часа(6часов в неделю).
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на
интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в
целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно
воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно,
логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме
(говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и
речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной
семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала,
усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к
эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются
закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется
формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными
видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что
способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями
и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами
лингвистических словарей.
Курс русского языка для5-9 классов направлен на совершенствование речевой
деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и
особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных
норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение
русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура
населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект
культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного
свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать
этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких
жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка
текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в
соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное
развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех
дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые
обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает
перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления,
указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды
учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к
изучению русского языка в школе.
Используемый УМК:
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 5 класса: В трёх частях.
С.И. Львова. Программы по русскому языку для 5-11 классов.
И.П.Васильевых. Уроки русского языка в 5 классе / Под ред. С.И.Львовой.
С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Учебник для 5класса: В трёх частях.
Дидактические материалы по русскому языку. 5-9 классы
Тестовые задания по русскому языку. 5, 6, 7, 8, 9 класс.
Учебник: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс. В трёх частях. Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
Дополнительная литература: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс. Справочные
материалы. Приложение к учебнику. – М.: Мнемозина, 2008. И.П. Васильевых. Уроки
русского языка. Пособие для учителя под редакцией С.И. Львовой. – М.: Мнемозина,
2009. Л. В. Прохватилина Контрольные и про верочные работы. 6 класс. Под редакцией
С.И. Львовой.- М., 2007.
Русский язык. 8 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.
Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2007.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11
классы./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2009.
Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.И.
Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.:Мнемозина, 2007.
Учебный предмет «Литература»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании
его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется
сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной
школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного
общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка
осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия
литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное
изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным
человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести,
патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность
раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать
художественный текст возможно только при соответствующей эмоциональноэстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской
компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного
искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретиколитературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к
литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
Задачи:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее
месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению
конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке
художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения
совершенствования собственной устной и письменной речи.
речевой
культуры,
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII по 70 часов (из
расчета 2 учебных часа в неделю) в IX классах выделяется 105 часов (из расчета 3
учебных
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5-9 классы)
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2ч. – М.:
Просвещение, 2012.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по
литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Основной учебник:
Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе.
В 2 ч./ В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я.
Коровиной. – М.: Просвещение, 2011
Дополнительные пособия:
Г. С. Меркин. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса. – М.: РОСТ, Скрин, 1997
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М.
Просвещение, 1996.
2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5
класс. – М.: ВАКО, 2002.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.:
Дрофа, 2007.
4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к
учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во
«Экзамен», 2006.
5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по
литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:Просвещение,
2006.
7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5
класс». – М.: Издательство «Экзамен»
часа в неделю).
Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008
Н. В. Егорова Литература 6 класс: Поурочные разработки к учебникам-хрестоматиям В. П.
Полухиной и Т. Ф. Курдюмовой. – М.: ВАКО, 2005
Турьянская Б. И. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 1999
Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим: Вопросы и задания по лит.: 6 кл. – М.:
Просвещение, 1996
Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003
В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику
«Литература. 6 класс». – М.: Просвещение, 2011
Учебный предмет «Английский язык»
Предмет входит в образовательную область Иностранный язык. Согласно базисному
(образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение
английского языка в основной школе отводится 3ч в неделю в каждом классе. Программа
рассчитана на 105 часов в течение учебного года с 5 по 9 класс.
В задачи обучения английскому языку входят:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –
речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом
языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям
стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной
школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять
свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми
разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
УМК:
М.З Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва - Учебник «Английский с
удовольствием. Enjoy English 5-6» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений,
Обнинск: Титул, 2010г.
1. М.З Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва - Рабочая тетрадь к учебнику
«Английский с удовольствием. Enjoy English 5-6» для 5-6 классов
общеобразовательных учреждений, Обнинск: Титул, 2012г.
2. М.З Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва - «Английский с удовольствием.
Enjoy English 7» для 7 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск: Титул,
2011г.
3. М.З Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва –Рабочая тетрадь к учебнику
«Английский с удовольствием. Enjoy English 7» для 7 класса общеобразовательных
учреждений, Обнинск: Титул, 2011г.
4. М.З Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва –Рабочая тетрадь к учебнику
«Английский с удовольствием. Enjoy English 8» для 8 класса общеобразовательных
учреждений, Обнинск: Титул, 2013г.
5. М.З Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёва - «Английский с удовольствием.
Enjoy English 8» для 8 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск: Титул,
2013г.
6. Афанасьева
О.В., И.В. Михеева - Учебник «Английский язык. Новый курс
английского языка для российских школ» 5-й год обучения для 9 класса
общеобразовательных учреждений. – Москва, Дрофа, 2011.
7. Афанасьева О.В., И.В. Михеева Рабочая тетрадь к учебнику «Английский язык.
Новый курс английского языка для российских школ» 5-й год обучения для 9
класса общеобразовательных учреждений. – Москва, Дрофа, 2012.
Учебный предмет «История»
Учебный предмет «История» является составной частью системы изучения дисциплин
социально-гуманитарного цикла.
Цель изучения учебного предмета «История»:
-формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного
осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и
настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических
ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
Программа рассчитана на учащихся 5 - 9 классов основного общего образования.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 5–9 классах по 2 часа в неделю.
УМК по истории:
Всеобщая история с древнейших времен до начала XXI века для общеобразовательных
учреждений 5-9 кл., М., «Дрофа».
.История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И.
Годер, И.С. Свеницкая.-5-е изд.- М.: Просвещение.
Данилов А.А. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.-3-е изд.-М.: Просвещение.
А.А. Данилов, Л.Г.Косулина История с древнейших времен до конца XVI века, 6 кл.,
М.Просвещение.
Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб для 7 кл. общеобразоват учреждений/
А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина.-7-е изд.- М.: Просвещение.
Данилов АА., Косулина Л.Г. История Росси. Конец XVI – XVIII век. М., «Просвещение».
Юдовская А.Я. Новая история, 1800-1913: Учеб. для 8 кл. общеобразоват.
учреждений/А.я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина.-7-е изд.-М.: Просвещение.
Юдовская А.Я. Новая история, 1800-1913: Учеб. для 8 кл. общеобразоват.
учреждений/А.я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина.-7-е изд.-М.: Просвещение.
Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, XX-начало XXI века: Учеб для
9 кл. общеобразоват. учреждений/ О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сорко-Цюпа.-5-е изд.-М.:
Просвещение.
Учебный предмет «Обществознание»
Цели изучения обществознания в основной школе следующие:
- Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15
лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия
социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для
социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования
общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и
гражданина.
- Формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности,
правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Предмет входит в образовательную область «общественно-научные предметы».
Базисный учебный план предусматривает обучение обществознания , начиная с 5по 9
класс.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на
изучение обществознания в основной школе отводится 1 ч в неделю в каждом классе.
Программа рассчитана на 35 часов: (35 учебных недель).
УМК по обществознанию:
Обществознание 5 -9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение 2012.
Учебный предмет «География»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственных
образовательных стандартов основного общего образования, «Программы по географии
для общеобразовательных учреждений, 6-9 классы“. – М.: Дрофа, 2004. Авторы:
И.В.Душина («Начальный курс географии.6 класс», «Материки, океаны, народы и
страны.7класс»), И.И.Баринова, В.П.Дронов («География России.8-9 классы»).
В соответствии с планом отводится 245 часов для обязательного изучения учебного
предмета «География» на этапе основного общего образования, в том числе:
В 5-6 классе – по 35 часов, из расчёта 1-го учебного часа в неделю; в 7,8 и 9 классах – по
70 часов, из расчёта 2-х учебных часов в неделю.
Цели учебного предмета и его назначение.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях
природы, населения и хозяйства различных территорий; о своей Родине – России – во
всём её разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях её сохранения и
рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения – географическую карту, статистические материалы,
современные геоинформационные технологии для поиска. Интерпретации и
демонстрации различных географических данных; променять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с
другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и
умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-
ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определённой
территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.
Задачи предмета:
способствовать формированию географического мышления школьников, развитию
свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми
поможет им ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его
территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством,
имеющих свои специфические особенности в разных странах;
служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма,
интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только
своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;
развивать у школьника словесно-логическое и образное мышление;
способствовать формированию картографической грамотности;
приобщать ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире
на основе научно-географического познания действительности.
Учебный предмет «Физика»
Рабочие программы по физике для 7- 9 классов составлены в соответствии с
Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования,
на основе примерной программы основного общего образования по физике и авторской
программы Н.М. Шахмаева, рекомендованной МО РФ. Программы конкретизируют
содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных
часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых
компетенций учащихся.
Физика в современном обществе имеет исключительно важное значение для общего
образования и формирования мировоззрения. Курс физики Н. М. Шахмаева составлен в
соответствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок
устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и
самоопределению. Курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент
образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени
реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта
общего образования 2004 года и направлен на реализацию следующих основных целей:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях,
умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной),
опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает
возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и
способов деятельности.
Познавательная деятельность:
— использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,
измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта
познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделение характерных
причинно-следственных связей;
— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или
нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение,
доказательство, гипотезу, аксиому;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений,
понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и
лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых
предположений, описание результатов этих работ;
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться
от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных
творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность:
адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного
текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение
информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих
прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко,
выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор
аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
умение перефразировать мысль. Выбор и использование средств языка и знаковых систем
(текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и
ситуацией общения;
—
использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации, включая энциклопедии, слова
ри, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность:
—
самостоятельная организация учебной деятельности (постановка це
ли, планирование и др.). Владение навыками контроля и оценки своей де
ятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учеб
ных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и
эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового
образа жизни;
владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с
другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач
коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как
гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение
следующих целей:
—
освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти
явления; законах,которым они подчиняются, методах научного познания природы и
формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью
таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять
полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природоиспользования и охраны окружающей среды.
В качестве концептуальной основы построения программы по физике рассматривается
современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном
отражении действительности.
Дидактический аспект концепции программы состоит в том, что познавательный процесс
организован по общей схеме научного познания: от исходных эмпирических законов и
фактов к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам и далее — к экспериментальной
проверке и практическому творческому применению научных выводов.
Психологический аспект концепции состоит в признании опыта деятельности в сфере
изучаемого предмета решающим фактором обучения и интеллектуального развития.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать
— смысл понятий: физическое явление, закон, взаимодействие, волна;
— смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила,
давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
КПД,
— смысл физических законов Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса
Уметь
— описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами,
плавание тел, механические колебания и волны,
— использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка
времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха,
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на
этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний
математического маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы
груза и жесткости пружины, выражать результаты измерений и расчетов в единицах
Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знании: о
механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания
с использованием различных источников;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных
средств;
рационального применения простых механизмов
Цели - Освоение знаний о физических явлениях, величинах характеризующих эти
явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и
формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
- Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений; описывать и обобщать
результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения
физических явлений; представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и
выявлять на основе этого эмпирические зависимости применять полученные знания для
объяснения природных явлений и процессов, для решения физических задач;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей;
самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач, при
выполнении эксперимента;
- Воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологии, уважение к творцам науки и
техники; отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- Использование полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать
и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах,
теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких
возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее
познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих
способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и
сознательному выбору профессии.
УМК:
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п Авторы
1
Н.М.Шахмаев,
Название
Физика 7класс, Физика 8 класс, Физика 9 класс
Ю.И.Дик,
А.В.Бунчук
2
Н.А. Матвеева
Методика преподавания физики 7-9 класс
3
М.С.Атаманская, Физика 7 – 9классы.Контрольные работы к учебникам Н.М.
Л.В.Матюшкина, Шахмаева,
О.Б.Якунина
Ю.И. Дик, А.В. Бунчук
4
Т.М. Гребёнкина
Физика 7 класс. Нестандартные уроки.
5
В.И.Лукашик,
Сборник задач по физике 7 – 9
Е. В. Иванова
Л.М.
Монастырский,
А.С. Богатин
Физика 9 класс.
7
Н.И.Зорин.
ГИА 9класс в новой форме физика тренировочные задания
8
0.Ф. Кабардин,
Задания для контроля знаний учащихся по
Дидактический материал. Пособие для учителя.
6
С.И.Кабардина,
В.А.Орлов
9
В.А.Буров,
Подготовка к итоговой аттестации.
физике.
Фронтальные экспериментальные задания по физике.
И.А.Иванов,
В.И.Свиридов
Центр тестирования Министерства образования РФ.
10
Физика.
11
В.Ф. Шилов
Домашние
классы
экспериментальные задания по физике 7 – 9
12
Л.А.Горлова
Занимательные внеурочные мероприятия по физике
Учебная предмет «Химия»
Структура программы
Программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам основного общего
образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и
положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для
основного общего образования.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном,
метапредметном и предметном.
Целями изучения химии в основной школе являются:
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное
совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
Выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также
формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической
деятельности;
Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость химического знания для каждого человека независимо от его
профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в
создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и
процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной,
технической среды, используя для этого химические знания;
Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений,
поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Базисный учебный план предусматривает обучение химии в 8-9 классах. Согласно
базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение
химии в основной школе отводится 2 ч в неделю в каждом классе.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом
элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и
важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединений, кислотах,
основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах
кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их
классификации.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах
классов веществ — металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства
щелочных и щелочно-земельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе
раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении
веществ.
Рабочая программа разработана ориентирована на использование учебно-методического
комплекта:
1. Габриелян, О.С. Химия 8 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений /
О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011
2.
3.
4.
5.
Габриелян, О.С. Химия 9 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений /
О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011.
Габриелян, О.С. Химия 8 – 9 кл. : методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В.
Яшукова. – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян, О.С. Химия 8 кл. : настольная книга для учителя / О. С. Габриелян, Н.
П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2011.
Габриелян, О.С. Химия 9 кл. : Книга для учителя / О. С. Габриелян, И.Г.
Остроумов. – М.: Дрофа, 2011.
Учебный предмет «Биология»
Цели изучения учебного предмета «Биология»:
1.Овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения,
учебными умениями.
2.Формирование научной картины мира, здорового образа жизни, установление
гармоничных отношений с природой
Место:
Предмет входит в образовательную область «естественно-научные предметы».
Сроки обучения:
Базисный учебный план предусматривает обучение биологии начиная с 5 класса.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на
изучение биологии в основной школе отводится 1 ч в неделю в 5 и 6 классе и 2 часа в
неделю в 7 – 9 классах. Программа 5 класса рассчитана на 34 часа: (34 учебных недель),
программа 6 класса рассчитана на 35 часов: (35 учебных недель), программа 7-9 классов
рассчитана на 70 часов в каждом классе (по 35 учебных недель).
Учебный комплекс для учащихся:
1. А. А. Плешаков, Н. И. Сонин «Биология, введение в биологию», 5 кл., -М.: Дрофа,
2013
2. Н. И. Сонин «Биология. Живой организм», 6 кл., -М.: Дрофа, 2008
3.В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов». 7 кл.,М.: Дрофа, 2008
4.Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек», 8 кл.- М.: Дрофа, 2008
5.С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология, общие закономерности», 9 кл.,М.: Дрофа, 2004
Учебный предмет «Музыка»
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается
использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради,
нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной
школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который
способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание
музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему
остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка
религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства
формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным
истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в
художественной картине мира.
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей
музыки с литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются
разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными
образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства
(живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета,
оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого
полугодия.
Основу учебно-методических комплектов по музыке составляет учебникк, написанный в
соответствии с Государственным образовательным стандартом и с учетом основных
положений действующих программ по музыке. Критская Е.Д « Музыка»: Учеб.-тетрадь
для 5 кл. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов,
запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментальносимфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное
представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также
интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития
различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением
содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура.
Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные
музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное
самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого
полугодия - «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»; тема второго
полугодия - «Мир образов камерной и симфонической музыки». Данная рабочая
программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без
изменений.
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность».
Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их
претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и
жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и
развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете,
мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу
изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка,
единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется
изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора,
как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого
полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной
деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и
навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для
исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем
сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие
современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ
музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита
исследовательских проектов.
В 8-9 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной
деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и
навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для
исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем
сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие
современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ
музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита
исследовательских проектов.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в течение учебного года с 5 по 7
класс, 8-9 класс - 35 часов в течение двух лет обучения ( 8класс-17ч,9класс-18ч )
Учебный предмет «Изобразительное искусство»
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры.
Программа предусматривает изучения курса «Изобразительное искусство» в объеме 1
учебного часа в неделю.
Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы» создана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 140 ч. Предмет изучается:
в 5 классе 35 ч в год, в 6 классе – 35 ч в год, в 7 классе – 35 ч в год , в 8 классе – 0,5 ч в
год , в 9 классе – 0,5 ч в год.
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса
общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под
редакцией Б.М. Неменского.
Учебники
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского; Л.А. Неменская.
«Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б.М.
Неменского; А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. «Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Готовится к
изданию: А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в
театре, кино, на телевидении. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
Пособие для учащихся
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс»
под редакцией Б. М. Неменского.
Пособия для учителей
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство.
Методическое пособие . 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского; «Изобразительное
искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б.
М. Неменского; Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 классы» под редакцией Б. М.
Неменского.
Учебный предмет «Физическая культура»
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического
воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях,
кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012. - 9-е изд.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации). Рабочая
программа по физической культуре для 5-9х классов разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов основного общего образованиями является
адаптированной к программе физического воспитания.
5-9класс
Учебная программа для 5-9 классов программа рассчитана на 525 учебных часов на 5
уч.лет(105ч в уч.год).
Для прохождения программы по физическому воспитанию в 5-7 классе в учебном
процессе для обучения используется учебник: «Физическая культура 5-6-7 классы», под
ред. М.Я. Виленского, издательство «Просвещение» 2012г.
В 8-9 классе
Физическая культура 8 – 9 классы Лях В.И., Зданевич А.А.М., Просвещение 2010
Цели учебной программы:
Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе
является формирование физической культуры личности школьника по средствам освоения
основ содержания физкультурной деятельности с обще прикладной и спортивной –
рекреационной направленностью.
Важнейшими требованиями проведения современного урока по физической культуре
является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с
учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.
Цель 3-го урока физкультуры – создание условий для реализации физкультурнооздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки
и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому
содержание 3-го урока физкультуры направлено не только реализацию общепринятых
разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких
вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы,
национальные виды спорта, национальные спортивные игры и командные эстафетные
игры