Психолого-педагогическое здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса МБОУ СОШ № 24

07.11.2025

Цель психологического сопровождения - создать условия в социально-педагогической среде для максимального личностного и интеллектуального развития ребёнка. Объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности становится развитие ребенка как система его отношений с миром, с окружающими, с самим собой.

   Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает следующие идеи:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения.

2. Создание социально-психологических условий для развития деятельности учащихся и их успешного обучения.

3. Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в психологическом развитии, обучении, поведении («группа риска»).

       Задачи психологического сопровождения:

1.Проводить профилактику возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды).

2. Оказать содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).

3. Развивать психолого-педагогическую компетентность учащихся, родителей, педагогов.

     Направления психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе:

• Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды.

• Консультативная работа.

• Психодиагностика образовательного процесса.

• Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

• Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

     

                  Содержание направлений работы психолога:

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды:

 ●  Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся.

● Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся.

● Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях. 

●  Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.

2. Психодиагностика образовательного процесса:

 ● Диагностический минимум.

 ●   Углубленная психодиагностика:

 ●  исследование особенностей познавательной деятельности;

 ●   дифференциация нормы и патологии умственного развития;

 ●   изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений.

3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9, 11-х классов:

 ● Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы.

 ● Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования.

4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

5. Консультативная работа:

 ● педагоги;

 ● родители;

●учащиеся.

Хочу такой сайт

6. Просвещение:

 ● Просветительская и профилактическая работа с учащимися.

 ● Организация групповых занятий с учащимися.

 ● Профилактика профессионального выгорания педагогов.

 ● Просветительская и профилактическая работа с родителями.

     

     Формы работы с учащимися:

1. Психодиагностика (психологическое тестирование, анкетирование).

2. Психокоррекция.

3. Диагностика психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению.

4. Диагностика психологической готовности учащихся 3-4-х классов к переходу в среднее звено.

5. Профориентационная работа.

6. Разрешение конфликтных ситуаций.

7. Индивидуальное и групповое консультирование.

8. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-11классов.

      Гармоническое развитие личности ребёнка складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. В работе психологу необходимо учитывать влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в школе, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

• Диагностическое;

• Коррекционное;

• Лекционно-просветительское.

Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, учителями, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию психических функций (память, внимание, мышление, произвольность), коррекции эмоциональных состояний, нежелательного поведения. Лекционно-просветительское направление – это участие в микропедсоветах, родительских собраниях, индивидуальные беседы с учителями, родителями.

     Формы работы с педагогами:

1. Участие в проведении постоянно действующих семинаров, педагогических советов, методических советов, совещаний, ТОПа «Здоровьесберегающая школа», методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей.

2. Консультирование.

3. Анкетирование-тестирование.                                                                                                                      

 

     Формы работы с родителями:

1. Консультирование по вопросам семейного воспитания и конфликтным ситуациям.

2. Лекции для родителей по вопросам психологии.

3. Пропаганда психологических знаний.

     Осуществляя основные формы работы с учителями и родителями, психолог предлагает в помощь учителю и родителю «психологические памятки».

Деятельность психолога в нашей школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями. Наша работа основана на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода.

     Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Мы все хорошо знаем, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз, разгрузки позвоночника, упорядочение дыхания. В нашей школе мы  практикуем физкультурные минутки. Системное использование физкультурных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После таких физкультминуток повышается работоспособность и активность ребят на учебных занятиях.

 Оздоровительные физкультминутки, «оживлялки» в виде простых интегративных дыхательных, массажных и физических упражнений - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий на уроке для мобилизации биоэнергетического потенциала человека, снятия напряжения, усталости в процессе умственных занятий.

    Для осуществления здоровьесберегающей работы в школе учителя начальной и средней ступени обучения используют предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы «сидя» на «стоя», т.е. в режиме динамической позы. Учитель планирует «подъём» детей в то время, когда они слушают объяснения учителя либо ответы товарищей. Режим чередования рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональное состояние и работоспособность учащихся.

    Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заключается в оказании помощи при создании позитивного эмоционального настроя школьников, что влияет на качество обучения; снизить страхи; реализовать специальные программы, помогающие школьникам и родителям снизить «стрессовость» в определенных ситуациях.

 Психолог осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через:

• медицинскую диагностику;

• социальную диагностику;

• изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений;

• психолого-педагогическую диагностику.

На основании анализа банка данных по всем видам диагностик составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися, планы консультаций учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».