Аннотация к рабочим программам среднего общего образования

Аннотация к рабочим программам
Старшая школа
Рабочая программа
по русскому языку для 10 класса составлена на основе
авторской «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных
учреждений» / А. И. Власенков // Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: кн. для учителя /А. И. Власенков, Л. М.
Рыбченкова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2007
. 10А, Б, класс обучается русскому языку на базовом уровне. Количество часов по
программе – 68, что соответствует количеству часов по учебному плану школы – 68.
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе
Примерной программы среднего (полного) общего образования и авторской программы
по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторысоставители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не
просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой
соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного,
духовного
р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться,
добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности,
которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его
абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной
учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми
школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует
овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего
образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных
новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах.
К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты,
подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на
базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с
формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами
образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа
обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование
общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и
предполагающих
развитие речемыслительных способностей: коммуникативных
(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной
речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление,
соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных
(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня
старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях
высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна
подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план
выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание
данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование
коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными
нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых
явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения
национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи
личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку.
Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и
духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между
процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на
запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала
языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных
ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы
направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса
формирования коммуникативных умений, что
предполагает не только усвоение
учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории
речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования
языковых средств в разнообразных сферах общения.
Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования,
отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё
дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
« Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура
учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура
публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования
русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их
соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Словари
русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение
языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм
речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта,
связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием
навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной

задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с
совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функциональносмысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении
непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая
направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют
интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В
связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и
совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной
адаптации.
Предлагаемая рабочая программа
предусматривает
углубление
и
расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах
речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование
умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами
общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и
художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;
это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с
обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь(
владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научнопопулярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний
учащихся
по
фонетике,
лексике,
фразеологии,
грамматике;
дальнейшее
совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся,
изучение лингвистики текста,
а также закрепление и расширение знаний о
коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так
как овладение основными нормами русского литературного языка способствует
формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки
зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является
необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих
ЦЕЛЕЙ:


воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке
как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального
своеобразия
русского
языка;
овладение
культурой
межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого
поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные
разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами
общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной
грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского
языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о
национальном своеобразии русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить
умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм
современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных
сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и
информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с
различными информационными источниками.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (10 класс).
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлена на основе
следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО
Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования».
2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством
Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год:Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об
утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год».
3. Учебный план МОУ Арбатская средняя школа на 2010-2011 уч.год
5. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН
Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным
предметам федерального базисного учебного плана».
6. Авторская программа, рекомендованная МО и Н РФ
7. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от
19.11.1998 № 1561/14-15.
8. Тематическое планирование 11 класс (34 ч.) составлено, согласно содержанию
примерной и авторской программы под руководством А.И.Власенков, Л.М, Рыбченковой
Изучение русского языка в 11 классах направлено на достижение следующих
целей:
- Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и
социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору

профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков;
-Освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и в
различных сферах общения;
- Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития
коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
1.3. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник
получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Совершенствуются и развиваются следующие умения:
КОММУНИКАТИВНЫЕ (владение всеми видами речевой деятельности и основам
культуры устной и письменной речи, использование языка в жизненно важных для
учащихся сферах и ситуациях общения);
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация);
ИФОРМАЦИОННЫЕ (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом);
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию)
Развитие общеучебных навыков ведет к формированию личности, готовой к
интеграции в социоприродную среду, к преобразующей действительности и
профессиональному самоопределению в динамично изменяющихся социальноэкономических условиях, а значит, реализует все задачи, сформулированные в Уставе
школы, его воспитательной программе, соответствует образовательным потребностям
учащихся и их родителей(законных представителей)

Рабочая программа по литературе 10 класс составлена на основе Федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый
уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина,
В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ
века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной
основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом
изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты
произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном
процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что
предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох,
о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место
литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное
овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное
произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом
теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные
направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения,
удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников
читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения
опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием
теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска,
систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между
частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа
текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать
мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы
данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и
возможностей.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа в 10 классах составлена на
основе:
Программы для общеобразовательных учреждений
Алгебра 7-11 классы составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение»
2011 год
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования по математике
- программы по алгебре и началам математического анализа 10-11 классов авторов
Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева, под редакцией А.Б.Жижченко
Структура документа.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание
учебного предмета, основные требования к уровню подготовки учащихся, календарнотематическое планирование учебных часов, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета.
В базовом курсе содержание образования, представленное в старшей школе,
развивается в следующих направлениях:
· систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении
числовых множеств от натуральных до комплексных как способе построения нового
математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач
математики; совершенствование техники вычислений;
· развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения
уравнений, неравенств, систем;
· систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование
графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического
анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать простейшие
геометрические, физические и другие прикладные задачи;
· развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в
окружающем мире;
· совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно
применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а
также использовать их в нестандартных ситуациях;
· формирование способности строить и исследовать простейшие математические
модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний
об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и
явлений в природе и обществе.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как
универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими
знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных
дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на
современном уровне;

развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного
воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей
на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной
деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной
деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей
развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости
математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Математика» на базовом
уровне отводится 102 часа в 10 классе из расчета 5 часов в неделю (с учётом 34 учебных
недель), из них 2 часа в неделю на изучение курса «Алгебра и начала математического
анализа» и1 час из школьного компонента и 2 часа на изучение курса «Геометрия».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе изучения математики старшей школы учащиеся продолжают овладение
разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
· проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов,
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
· решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и
творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
· планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и
самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на
математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на
основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов
практического характера;
· построения и исследования математических моделей для описания и решения
прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки
результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным
опытом;
· самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и
систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа в 11 классе составлена на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и

реализуется на основе следующих документов:
1. Программы для общеобразовательных учреждений
Алгебра 7-11 классы составитель Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение»
2011 год
2. Сборник нормативных документов «Математика». Составители: Э.Д Днепров, А.Г.
Аркадьев. Издательство «Дрофа» Москва 2010.- 128с.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного
процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и
развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной
аттестации учащихся.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений
Российской Федерации на изучение математики на ступени среднего (полного) общего
образования отводится 4 ч в неделю 11 классе. Из них на алгебру и начала анализа по 2 часа в
неделю, 1час в учебном плане 11 класса добавлен на алгебру из школьного компонента, на
изучение алгебры и начал анализа в 11 классе отведено 3 часа в неделю, всего 102 часа в год

Задачи учебного предмета
При изучении курса алгебры и начал анализа на базовом уровне продолжаются и
получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и
неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и
логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных
содержательных линий решаются следующие задачи:
 систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;
совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и
совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его
применение к решению математических и нематематических задач;
 расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых
функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных
зависимостей;
 развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем
мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения
математического языка, развития логического мышления;
 знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Цели






Изучение предмета на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной
деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной
жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для
получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики
для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических
идей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают
разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных
задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и
инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера;
использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе
обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации
полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения
доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных
суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты
работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и
мнением авторитетных источников.

Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
примерной программы основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на
достижение следующих целей:
 овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
 интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку
для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической
деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции,
логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способности к преодолению трудностей;
 формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
 воспитание культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой
культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение геометрии отводится 68 ч из расчета 2 ч в
неделю.
Планируемые результаты
В ходе преподавания геометрии в старшей школе, работы над формированием у
учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на
то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами
деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения
заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе
задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов,
обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,
использования различных языков математики (словесного, символического,
графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации,
интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их
обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования
разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную
литературу, современные информационные технологии.
Методическое обеспечение




Учебник: Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян и
др. – М.: Просвещение, 2010
Изучение геометрии в 10-11 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя/
С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. – 2-е изд.-М.: Просвещение, 2003.-22 с.

Рабочая программа по геометрии для 11 класса разработана на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования на базовом уровне. Она конкретизирует содержание предметных тем
образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам
курса.
Основные цели курса:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической
деятельности, продолжения образования;
-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и
методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
Задачи обучения:
- закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных
векторов в пространстве;
-сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению
задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя
точками, от точки до плоскости;
-дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения –
цилиндре, конусе, сфере, шаре;
- ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных
многогранников и круглых тел.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся,
а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным
математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью проверочных
самостоятельных работ, электронного тестирования, практических работ.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе программы министерства
образования РФ по геометрии: авторы Атанасян Л.С., В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.
(Составитель сборника программ: Т. А .Бурмистрова. «Просвещение», 2011 г.) и в
соответствии с учебником «Геометрия, 10-11», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов,
С. Б. Кадомцев и др., - М.: Просвещение, 2010
Рабочая программа по физике 10-11 классы
Составлена на основе следующих документов:
1. Программа «Физика » для общеобразовательных учреждений 7-11 классов,
рекомендованная «Департаментом образовательных программ и стандартов
общего образования МО РФ» (составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.:
Дрофа, 2001)

2. Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «Физика» в
условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования».
Разделы программы традиционны - традиционны: механика, молекулярная физика
и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика
атомного ядра).
Главная особенность программы заключается в том, что объединены механические и
электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела
«Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.
Программа имеет универсальный характер, так как может быть использована при
построении процесса обучения физике при 3-часовом преподавании.
Поурочно-тематическое планирование по учебникам представлено в виде таблиц
после программы. Предлагаемое планирование рассчитано на общеобразовательные
школы, в которых на изучение курса физики отводится 3 ч в неделю (всего 210 ч в год), и
составлено с учетом практического опыта преподавания предмета в полной средней
школе.
Большая роль в планировании уделяется этапам закрепления, обобщения,
систематизации знаний, а также диагностике и коррекции, основанным на анализе ошибок
школьников.
При проведении зачетных уроков примерный перечень видов деятельности учащихся
может быть следующим.
Этап 1. Выявление (обнаружение) теоретических элементов знаний (дидактических
единиц) в реальной демонстрации (ситуации). Например, при организации зачета по теме
«Кинематика» учащимся предлагается охарактеризовать показанный учителем вид
механического движения по скорости и траектории.
Этап 2. Физический диктант «Дополни предложения».
Этап 3. Задание по графикам зависимости физических величин от времени, от других
параметров. Например, во время зачета по теме «Кинематика» учащимся предлагается
выполнить следующие задания по графикам скорости, содержащим несколько участков:
а) установите вид движения на каждом участке; б) определите начальную и конечную
скорости движения; в) постройте график проекции ускорения; г) постройте график
проекции перемещения.
Этап 4. Заполнение обобщающих таблиц. В таблицу продуктивно помещать
формульную и графическую информации об изучаемых объектах или процессах.
Например, при проведении зачета по теме «Электрический ток в различных средах»
целесообразно заполнение таблицы по обобщению закономерностей протекания тока в
различных проводящих средах при опоре на модели их микроструктуры.
Этап 5. Решение уровневых экспериментальных задач.
Этап 6. Контрольная работа по решению уровневых задач.
Цели и задачи программы:


формирование у учащихся знаний основ физики, экспериментальных фактов, понятий,
законов, подготовка к формированию у учащихся целостных представлений о современной
физической картине мира,



формирование знаний о физических основах устройства и функционирования устройств
технических объектов, формирование экспериментальных умений,



развитие восприятия, мышления, памяти, речи,



формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к учению,
самостоятельности, коммуникативности, рефлексии,



воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;



использование полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе:
— Федерального компонента образовательного стандарта для среднего (полного)
общего образования по химии. Базовый уровень.
— Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. Базовый
уровень. М. : МОН, 2008 г
— Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.
Габриелян. – М.: Дрофа, 2010.
— Учебного плана МБОУ СОШ № 24 г.Новошахтинска.

Учебно-методический комплект:
Учебник Химия 10 класс (базовый уровень), Габриелян О.С. – М.: Дрофа, 2010г.
Настольная книга учителя. Химия. 10 кл. Методическое пособие. – Габриелян О.С.,
Яшукова А.В.- М.: Дрофа, 2006.
Задачи обучения химии в средней (полной) школе:
- формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила
техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в
повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны
окружающей среды.
Рабочая программа по химии рассчитана на 68 часов в 11 классе, из расчета – 2
часа в неделю, из них для проведения контрольных работ – 4 часа, практических – 5 часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия 11 класс.
Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – М.:
Дрофа, 2009 г.
А также методических пособий для учителя:
- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.
Габриелян О.С. –
М.: Дрофа, 2005. – 78 с.
- Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. – М.: Дрофа .
- Химия. 11 класс. В 2 ч. Ч 2: Настольная книга учителя. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.,
Введенская А.Г. – М.: Дрофа.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту
образовательного учреждения.

На основании того, что рабочая программа составлена на основе Примерной
программы среднего общего образования по химии и авторской, были внесены
следующие изменения в авторскую:
- все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из примерной
программы;
- в тему «Вещества и их классификация» включена тема «Генетическая связь между
классами неорганических и органических соединений».
- в тему «Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах»
влючена тема «Гидролиз неорганических и органических веществ».
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по
обществознанию и авторской программы А. И. Кравченко.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана
на 102 учебных часа из расчета 3 уроков в неделю. Углубленное изучение курса
предполагает увеличение объёма содержания изучаемых тем по разделам, практической
направленности курса, с использованием дополнительных источников информации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекта:
1.
Кравченко, А. И. Обществознание: учебник для 10 класса, А. И. Кравченко. – М.:
ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
2.
Обществознание : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений : профил.
уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.]. – М. : Просвещение, 2010
3. Кравченко, А. И. Обществознание: программа курса 10–11 классов. А. И.
Кравченко. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
4. Агафонов, С. В. Рабочая тетрадь по обществознанию: к учебнику А. И. Кравченко
«Обществознание». 10 класс / С. В. Агафонов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,
2009.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой
аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
– развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
– воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции РФ;
– освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных

дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и
самообразования;
– овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию,
анализировать,
систематизировать
полученные
данные;
осваивать
способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия
в жизни гражданского общества и государства;
– формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных
национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих
действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
– биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
– тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также
важнейших социальных институтов;
– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
– особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
– характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
– анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их об-щие черты и
различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
– объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных
институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и
элементов общества);
– раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
– осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах;
– извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
– оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
– формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
– подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
– применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
– для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
– совершенствования собственной познавательной деятельности;
– критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации;
– решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
– ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения
личной и гражданской позиции;
– предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
– реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
– осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями, социальным положением.

Программа по предмету «Право» 10 класс
разработана на основе: Федерального компонента Государственного образовательного
стандарта; Федеральной примерной
программы основного общего образования по правоведению и авторской программы
А.Ф.Никитина «Право» 10 класс.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется
преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы,
учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом
«обществознание» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление
и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на
адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного
правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной
школы.
Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой
компетентности обучающихся. В нем акцентируется
внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
В условиях становления правового государства
значение приобретают вопросы формирования и закрепления нового юридического
мышления, общей и правовой культуры, правосознания.
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации
образования. При изучении теоретических вопросов
по различным отраслям права формируется система ценностей и установок человеческого
поведения, приобретаются знания по теории права
и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе. Содержание
правового образования на данном уровне выстроено с
учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей
личности, а также содержания курса права в
основной школе.
Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка,
создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями освоить
ту или иную профессию в будущем, имеющую правовую направленность.
Программа рассчитана на 34 часа в 10 классе, из расчета 1 час в неделю. Используемый
учебно-методический комплект:
1) учебник «Право» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Просвещение, 2012 г.
2) методическое пособие «Право» 10-11 кл. А. Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2011.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры;
- социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости
соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим
гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
- дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека,
демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях
правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав
и исполнения обязанностей, примерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности,
содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в
социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;

- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений,
урегулированных правом.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской деятельности;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами
исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной
информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах (тест, таблица, график),
- отделение основной информации от второстепенной,
- критическое оценивание достоверности полученной информации,
- передача содержания информации адекватно поставленной цели;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, проводить
доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных
примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается
 Понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
 Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей
личности;
 Учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке,
 Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
 Постановка общей цели и определение средств ее достижения,
 Конструктивное восприятие иных мнений и идей,
 Определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
 Умение отстаивать свою гражданскую позицию,
 Формулировать свои мировоззренческие взгляды,
 Осуществление осознанного выбора путей продолжение образования или будущей
профессиональной деятельности.
Рабочая программа по истории 10 класс составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 классы. «История
России с древнейших времён до конца XIX века». 10 кл.: базовый уровень. А.Н.
Сахаров, А.Н. Боханов, С.И. Козленко. «Всемирная история с древнейших времен
до конца XIX века». 10 класс: базовый уровень. Загладин Н.В.– М.: «Русское
слово».
Данный вариант тематического планирования курса ИСТОРИИ предназначен для 10
класса базового уровня. Курс рас-считан на 68 часов в год, из которых 24 часов отводится
на изучение курса всеобщей истории до конца XIX в. и 44 часа на изучение истории России
с древнейших времён до конца XIX века. Программа и УМК соответствуют Федеральному
компоненту государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый
уровень. Данный курс всемирной истории отражает основные этапы, процессы, события

истории нашего Отечества и зарубежных стран с древнейших времен до конца XIX века,
характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории,
подчеркивающие историческую обусловленность современных общественных институтов,
норм и мотивов человеческого поведения. Методической основой программы курса
являются: цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и
представление о многофакторности исторического процесса.
 Цели изучения истории на данной ступени обучения:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие
мировоззрения учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся
культурных, религиозных, этнических традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин;







освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления об историческом прошлом.
Изучение курса включает активную, практико-ориентированную учебнопознавательную деятельность учащихся. Роль учителя сводится не столько к
передаче готовой информации, сколько к консультированию, руководству
самостоятельным поиском знаний учениками. Прием анализа документа,
практикумы являются неотъемлемой частью обучения. В системе должны
отрабатываться навыки критического анализа исторической информации, умения
участвовать в обсуждении исторических проблем и публично представлять
результаты индивидуальной и коллективной познавательной деятельности.
Основное место при проведении практических занятий целесообразно отвести
анализу письменных текстов (в т. ч. вариативных, альтернативных): летописи,
законодательные акты, труды историков, частная переписка, произведения
публицистического, карикатурного жанров, свидетельства очевидцев,
современников, иностранцев; статистика; художественная литература и т.д
- формирование у учащихся навыков определения и аргументации своего
отношения к историческим версиям и оценкам, опыта рассмотрения и обсуждения
дискуссионных проблем истории и современности;
- дальнейшая социализация молодых людей, выражающаяся в осознании своей
причастности к судьбам страны и мира, соотнесении индивидуальных интересов с
потребностями развития страны, региона, социокультурной общности; создание
предпосылок для последующего образования выпускников в высших учебных
заведениях гуманитарного профиля и самообразования.

Рабочая программа по информатике составлена на основе примерной программы по
информатике.
Используется у чебно-методический комплект для учителя:
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса /
Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
2. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей
школе. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2008 г.
Учебно-методический комплект для учащихся:
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень: учебник для 10 класса /
Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Программное обеспечение: ОС Windows, OC Linux, Microsoft Office и т.д.
Цели и задачи изучаемого курса :



Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных
прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные
таблицы Excel, система управления базами данных Access, графический редактор
Gimp, Scribus, программы для подготовки компьютерных презентаций Power
Point;
 Приобщить обучаемых к современным новым информационным технологиям;
 Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;
 Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;
 Научить создавать электронные ресурсы.
Обучение сопровождается практической работой на ПЭВМ с выполнением
лабораторных работ по всем темам. На учебных и практических занятиях
обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда,
пожарной безопасности и личной гигиены.
Содержание курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует
утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего
образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе
среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом
уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям
составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного
общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от
09.03.04 № 1312) и учебной программы Макарова Н.В. (базовый уровень).
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях
автоматизации информационных процессов. Изучение информатики
способствует
формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных
способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой
науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом
образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются
информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные
системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии,
рассматриваемые с позиций системного подхода.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных.
С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира,
расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым
значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими
дисциплинами.
С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию
использования основных автоматизированных информационных систем в решении
конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных
процессов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения информатики и информационных
технологий в 11 классе, из расчета 1 учебный час в неделю. В рабочей программе
предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часа.
Программой предусмотрено проведение: компьютерных практических заданий
-23, количество контрольных работ – 4 (тестовая форма )
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:

•
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в
формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в
обществе, биологических и технических системах;
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в
Требования к уровню подготовки выпускников.
•
овладение
умениями
применять,
анализировать,
преобразовывать
информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом
информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении
других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм
информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в
индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной
деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
 основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения,
передачи информационных объектов различного типа с помощью
современных программных средств информационных и коммуникационных
технологий;
 назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные
объекты и процессы;
 назначение и функции операционных систем;
уметь:
 оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с
помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными
объектами;
 распознавать и описывать информационные процессы в социальных,
биологических и технических системах;
 использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие
реальному объекту и целям моделирования;
 оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
 иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных
технологий;
 создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые документы;
 просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных,
получать необходимую информацию по запросу пользователя;
 наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с
помощью программ деловой графики;
 соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при
использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:







эффективного применения информационных образовательных ресурсов в
учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными
автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Учебный предмет «География»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственных
образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от
05.03.2004. № 1089), с учетом Обязательного минимума содержания среднего (полного)
образования (Приказ МО РФ от 30.06.99. № 56), «Программы по географии для
общеобразовательных
учреждений», авторы: Гладкий Ю.Н. и Чернихова Е.Я. и
Регионального (национально-региональный компонент государственного стандарта
общего образования РК (МО РК, Петрозаводск, 2006). На этапе среднего (полного)
общего образования на базовом уровне ФБУПом отведено 70 учебных часов на изучение
географии за два года обучения — в 10 и 11 классах.
Цели учебного предмета и его назначение.
Формирование знаний об особенностях населения и хозяйства мира и отдельных
стран. Обучение картографической грамотности в политических и экономических картах.
Расширение глобального мировоззрения и понятий о сотрудничестве между народами и
странами в политическом, экономическом и культурном плане.
Задачи предмета:
-) способствовать формированию географического мышления школьников, развитию
свободно и творчески мыслящей личности;
-) передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми
поможет им ориентироваться в современном мире;
-) формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его
территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством,
имеющих свои специфические особенности в разных странах;
-) служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма,
интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только
своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;
-) развивать у школьника словесно-логическое и образное мышление;
-) способствовать формированию картографической грамотности;
-) приобщать ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в
мире на основе научно-географического познания действительности.
Учебный предмет «Английский язык»
Данная рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего
образования по английскому языку с учетом авторской программы по английскому языку
к УМК Биболетовой М.З. «Английский с удовольствием» для обучающихся 2-11 классов
общеобразовательных учреждений-Обнинск: Титул, 2010).
Задачи:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих –
речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах
речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,

орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и
ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом
языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям
стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной
школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру
в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных
учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами
самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых
информационных технологий;
развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в
современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания,
самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;
развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми
разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет входит в образовательную область Иностранный язык. Согласно базисному
(образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение
английского языка в основной школе отводится 3ч в неделю в каждом классе. Программа
рассчитана на 105 часов: (35 учебных недель),всего 10-11 класс – 210 часов
УМК:
Английский с удовольствием /Enjoy English: Учебник для 10 кл. общеобразовательных
учреждений-Обнинск: Титул, 2010; (Учебник, Рабочая тетрадь №1,
Рабочая тетрадь №2)
-УМК БиболетоваМ.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н. Д.
Английский язык: Английский с удовольствием /Enjoy English: Учебник для 11 кл.
общеобразовательных учреждений, - Обнинск: Титул, 2011; (Учебник, Рабочая тетрадь
№1,Рабочая тетрадь №2)
- БиболетоваМ.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н. Д.
Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием /Enjoy
English: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений-Обнинск: Титул, 2009;
- БиболетоваМ.З., Бабушис Е.Е., Снежко Н. Д.
Английский язык: Книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием /Enjoy
English: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений-Обнинск: Титул, 2011;
- БиболетоваМ.З., Трубанева Н.Н.
Программа курса английского языка к УМК Английский с удовольствием /Enjoy
English для 2-11 классов общеобраз. учрежд.- Обнинск: Титул, 2010
Учебный предмет «Биология»
Программа по биологии 10-11 классов составлена с учетом требований к уровню
биологической подготовки выпускников школ. Раскрываемое в программе содержание
представляет собой необходимый компонент общекультурной подготовки учащихся. В
основе программы лежит системный подход к изучению живой природы,
предусматривающий изучение на всех уровнях от клетки до биосферы. Содержание курса
включает ведущие теоретические обобщения биологической науки: клеточную,
хромосомную, эволюционную теории, биологические законы: Менделя, Моргана,
Вавилова, и др. При изучении биологических систем рассматривается признаки - обмен
веществ и энергии, целостность, взаимосвязь строения и функций, связь со средой,

саморегуляция. Программа составлена с учетом достижений современной биологической
науки.
Цели:
1. Формирование естественно - научного мировоззрения, основанного на понимании
взаимосвязи живой и неживой природы. Осознание человека как части живой
природы, продукта эволюции.
2. Формирование экологического мышления и навыков здорового образа жизни.
3. Приобретение школьниками опыта практической деятельности, познания и
самопознания в процессе изучения окружающего мира
Согласно базисному учебному плану на изучение биологии отводится 35 часов в 10 классе
(1 час в неделю) и 35 часов в 11 классе (1 час в неделю).
Учебный комплекс для учащихся:
И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов «Общая биология» Базовый уровень. Учебник для 10-11
классов общеобразовательных учреждений. - Москва: Дрофа, 2008
Учебный предмет «Физическая культура»
Рабочая программа по физической культуре разработана с учетом Обязательного
минимума содержания начального общего образования (Приказ МО РФ от 09.02.98. №
322). Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта (Приказ МО РФ от 05.03.2004. № 1089). На
основе учебной программы «Комплексной программы физического воспитания учащихся
1-11классов», автором - составителем которой являются В.И.Лях, А.А.Зданевич;
издательство –М.Просвящение, рекомендованной Департаментом образовательных
программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской
Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004) для среднего(полного) образования
Учебная программа для 10 классов рассчитана на 105 часа, для 11 классов 105 часов из
расчета 3 часа в неделю.
Особенностями рабочей учебной программы образовательной области «Физическая
культура» в средней (полной) школе являются:
Соотнесенность с базисным учебным планом общеобразовательных учебных учреждений
Направленность на реализацию принципа вариативности
Учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего к
частному и от частного к конкретному.
Раздел учебной программы «Физическая культура с оздоровительно-корригирующей
направленностью» заменен на раздел «Спортивные игры» в связи с материальнотехнической оснащенностью школы и профессионально-специализированной
подготовленностью педагогических кадров.
Цели учебной программы
Целью обучения в средней (полной) школе является формирование физической
культуры личности юношей и девушек посредством овладения ими основами
физкультурной деятельности с профессионально прикладной направленностью.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».